Примечания

1

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 33. Цифрой-номером обозначены библиографические ссылки.

2

Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1964. Т.З. С. 661.

3

См. об этом: Гуревич А. Я. Социальная история и историческая наука // Вопросы философии. 1990. № 4. С. 29.

4

Ключевский В. О. Соч.: В 9 т. Т. 6. М., 1989. С. 5.

5

Гегель. Соч. Т. 8. М.-Л., 1935. С. 413–414.

6

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 308.

7

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 25.

8

См., например, Тоффлер А. Третья волна//США: экономика, политика, идеология. 1981. № 7–11.

9

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 592.

10

Russel В. The Practic and Theory of Bolshevism. New York. 1964. P. 75–76.

11

Вернадский В. И. Живое вещество. М., 1978. С. 43.

12

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. Историки, очевидно, знают этого автора и как археолога, одного из первооткрывателей синантропа.

13

См.: Rose A. M. Sociology. New Jork, 1956. P. 96; Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969. С. 24–25.

14

Этой буквой греческого алфавита в формулах и уравнениях точных наук обычно обозначается приращение какого-либо фактора.

15

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 3.

16

Рассел Б. История западной философии. М., 1959. С. 7–8.

17

Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. С. 25.

18

Фромм Э. Иметь или быть. М., 1986. С. 110.

19

Римский клуб — международное объединение ученых, общественных деятелей, деловых людей, поставившее своей целью создание глобальной модели выхода человечества из нынешнего экологического кризиса.

20

Печчеи А. Человеческие качества. М., 1980. С. 37.

21

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 2. С. 554.

22

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 114–115.

23

Так называлась книга О. Шпенглера, заключавшая в себе пессимистический прогноз развития человечества.

24

Ясперс К. Духовная ситуация времени// Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 338.

25

Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм// Ф. Ницше, 3. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж.-П. Сартр. Сумерки богов. М., 1989. С. 344.

26

См.: Барг М. А. Категории и методы исторической науки. М., 1984. С. 183–184.

27

См. об этом подробно: Могильницкий Б. Г. Введение в методологию истории. М., 1989. С. 41–43.

28

A. Toynbee. A Study of History. Oxford. Univ. press. Vol. 12. 1961. P. 237.

29

Мейер Эд. Теоретические и методологические вопросы истории. Спб., 1904. С. 30.

30

Толстой Л. Н. Собр. соч.: В 22 т. М., 1980. Т. 6. С. 10.

31

Толстой Л. Н. Собр. соч.: В 22 т. М., 1980. Т. 7. С. 19.

32

См. Там же. С. 352.

33

См. Белинский В. Г. Собр. соч.: В 3 т. М., 1948. Т. 3. С. 648.

34

Плеханов Г. В. Избранные философские произведения. М., 1956. Т. 2. С. 332.

35

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46. Ч. 1. С. 214.

36

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 190.

37

См.: Плетников Ю. К. О природе социальной формы движения. М., 1971. С. 47–54.

38

См. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 194.

39

Гегель Г.-В.-Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1974. Т. 1. С. 385–386.

40

Впрочем, споры о подходе к определению системы (через отношение или через множество входящих в нее компонентов?) идут и в самой системологии. См. об этом: Садовский В. Н. Основания общей теории систем. М., 1974. С. 102–106.

41

Маркарян Э. С. Вопросы системного исследования общества. М., 1972. С. 48.

42

См.: Яхиеп Н. Город и деревня. Социологические аспекты. М., 1968. С. 20.

43

Вернадский В. И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетное явление. М., 1977. Кн. 2. С. 21.

44

Эшби У. Введение в кибернетику. М., 1959. С. 123.

45

Функция (от лат. functio — исполнение, осуществление) — это роль, которую выполняет система или данный элемент системы (ее подсистема) по отношению к ней как целостности.

46

Богатый материал по этому вопросу мы находим в книге Н. Л. Рубинштейна «Русская историография». М., 1941.

47

Философия техники в ФРГ. М., 1989. С. 226.

48

Так было в недавние десятилетия в Югославии, где автомобилестроение оттеснило на задний план более важную отрасль — строительство жилищ (см.: Михайлович К. Экономическая действительность Югославии. М., 1986. С. 50).

49

Когда наши первобытные предки протягивали друг другу шкуру животного и зерно, они не предполагали, что совершают бартер.

50

Основное отношение собственности определяет лицо экономической системы, ее специфический характер. Это находит свою конкретизацию в исторически известных типах производственных отношений — первобытно-общинных, рабовладельческих, феодальных, капиталистических.

51

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25. Ч. 2. С. 354.

52

Бродель Фернан. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XVXVIII вв. М., 1986. Т. 1. Структуры повседневности. С. 596. Что касается замечаний Ф. Броделя о государстве, то марксизм тоже не отрицает его активной роли, в том числе и в экономической жизни общества.

53

Маркс К., Энгельс ф. Соч. Т. 2. Ч. 2. С. 5 1–5 3.

54

Макконнелл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономика: принципы, проблемы и политика: В 2 т. М., 1992. Т. 1. С. 57.

55

См. об этом подробно: История первобытного общества. Эпоха кпассообразования. М., 1988. С. 11–116.

56

Эренбург И. Сочинения: В 9 т. М., 1961. Т. 5. С. 670.

57

См. об этом подробно: Ахиезер А. С. Россия как большое общество//Вопросы философии. 1993. № 1.

58

Мальтус Т. Опыт о законе народонаселения. Спб., 1868. Т. 1. С. 96.

59

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 365.

60

Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. Спб, 1909. Ч. 1. С 241, 243.

61

См.: Сахаров А. М. Города Северо-Восточной Руси XIV–XV вв. М., 1959.

62

См. Сен-Марк Ф. Социализация природы. М., 1977. С. 111–124.

63

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 28. С. 427.

64

Там же.

65

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 184.

66

Giddens Anthony, Sociology. Cambridge. 1989. P. 211.

67

Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 39. С. 15.

68

Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 39. С. 15.

69

См. Степин В. С. Философская антропология и философия науки. М., 1992. С. 53.

70

Giddens, Anthony. Sociology. Cambridge. 1989. P. 217.

71

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 302. Под классами Сорокин имеет в виду фактически те большие группы, которые составляют страты (см. там же, с. 303).

72

Советский энциклопедический словарь. М., 1979. С. 1259.

73

Было в истории российского революционного движения такое течение «махаевщина» (по имени его лидера В. К. Махайского), которое пыталось объявить интеллигенцию не просто классом, но даже классом паразитическим, живущим за счет труда рабочих и готовящим «грядущее мировое господство интеллигенции» (см. об этом: Сыркин Л. Н. Махаевщина. М. — Л., 1931).

74

Обидно, что именно в эти годы мы начали неоправданную экономию на просвещении и быстро сошли с «пьедестала почета». С 60-х годов в США доля расходов на образование быстро увеличивалась, у нас постепенно снижалась: в 1950 году она составляла в СССР 10 % национального дохода, в США — только 4 %. В 1989 г. США тратили 12 %, а мы только 7 % (Мировая экономика и международные отношения. 1990. № 7. С. 38). Сегодня доля расходов на образование в национальном доходе не превышает 4 %.

75

Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984. С. 337.

76

См.: Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1990. С. 2, 3, 8 и др.

77

См.: Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980. С. 57.

78

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 39. С. 357.

79

Там же. С. 356.

80

См. об этом: Плеханов Г. В. Избранные философские произведения. М., 1956. Т. 2. С. 332.

81

См. об этом подробно: Крапивенский С. Э. Парадоксы социальных революций. Воронеж, 1992. С. 41–51.

82

См.: Первобытная периферия классовых обществ до великих географических открытий. М., 1978. С. 8.

83

См. об этом подробно: Крапивенский С. Э. Особая формация или переходкое состояние общества// Народы Азии и Африки, 1966. № 2.

84

См. Варга Е. Очерки по проблемам политэкономии капитализма. М., 1964. С. 370.

85

См. Тер-Акопян Н. Б. Развитие взглядов К. Маркса и Ф. Энгельса на азиатский способ производства и земледельческую общину// Народы Азии и Африки. 1965. № 2.

86

См. Семенов Ю. Н. Проблема социально-экономического строя Древнего Востока//Народы Азии и Африки. 1965. № 4.

87

Барг М. А. Категория «цивилизация» как метод сравнительно-исторического анализа//История СССР. 1990. № 5. С. 71.

88

См.: Цивилизация как проблема исторического материализма. М.: ИФАН СССР, 1983. Ч. 1. С. 8.

89

О волнах цивилизации см.: Тоффлер А. Третья волна//США: экономика, политика, идеология. 1982. № 7–11.

90

См.: Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990. Ч. 6. Пассионарность в этногенезе.

91

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 28. С. 221.

92

Гегель. Сочинения. М. — Л., 1993. Т. 8. Философия истории. С. 76.

93

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 41. С. 74.

94

В данном параграфе использованы материалы Л. Ю. Лисиной.

95

См.: Крапивенский С. Э. Парадоксы социальных революций. Воронеж. 1992. С. 29–30.

96

См.: Дорст Ж. До того как умрет природа. М., 1968. С. 33.

97

См. Цикличность в социальных системах («Круглый стоп»)// Социологические исследования. 1992. № 6. С. 36.

98

Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985. С. 43.

99

См. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 169–170.

100

См. Гоббс Т. Избранные произведения: В 2 т. М., 1964. Т. 2. С. 194–196.

101

Гегель. Сочинения. Т. 8. Философия истории. С. 82.

102

Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 34. С. 307.

103

V Конгресс ООН. Нью-Йорк. 1976. С. 15.

104

См. Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1984. Т. 4.

105

Франц. «etat» — государство и греч. «kratos» — власть.

106

См. об этом: Крапивенский С. Э. Парадоксы социальных революций Воронеж. 1992. С. 113–116.

107

Вебер М. О буржуазной демократии в России//Социологические исследования. 1992. № 3. С. 130–131.

108

Вебер М. О буржуазной демократии в России//Социологические исследования. 1992. № 3. С. 131.

109

Там же. С. 130.

110

Спенсер Г. Социология как предмет изучения. СПб., 1886. С. 268.

111

Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 1. С. 217–218.

112

Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1993. С. 172.

113

Там же С. 174.

114

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 4.

115

См. Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft. Bd. 2. Koln-Berlin. S. 162–163.

116

См.: Духовное производство//Отв. ред. В. И. Толстых. М., 1981. С. 129–150.

117

См.: Ильенков Э. В. Диалектическая логика. М., 1984. С. 165.

118

Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М., 1990. С. 298.

119

Студенты-историки, очевидно, хорошо знают об этих различиях по таким монографиям: Штаерман Е. М. Мораль и религия угнетенных классов Римской империи. М., 1962; Поршнев Б. Ф. Феодализм и народные массы. М., 1964; Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1972; Он же. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981.

120

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 149.

121

Тарле Е. К. Дело Бабефа. Очерк по истории Франции. Из литературного наследия академика Е. В. Тарле. М., 1981. С. 29.

122

Барг М. А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987. С. 5.

123

Барг М. А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987. С. 5–6.

124

Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 2. С. 264 247.

125

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 37. С. 418.

126

См.: Общественное сознание и его формы. М., 1986. С. 128–129.

127

Ильин И. А. Путь к очевидности. М., 1993. С. 253.

128

Гегель. Эстетика. М., 1968. Т. 1. С. 45.

129

См. Фейербах Л. Избранные философские произведения. М., 1955. Т. 1. С. 117.

130

См. об этом подробнее: Плеханов Г. В. Избранные философские произведения. М., 1957. Т. 3. С. 330.

131

Фейербах Л. Избранные произведение: в 2 т. М., 1955. Т. 2. С. 97. Как и любое общественное явление, религия выполняет определенные социальные функции, ради которых она возникла и существует.

132

Пастернак Б. Доктор Живаго // Новый мир. 1987. № 3. С. 171.

133

См. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии. 1989. № 9. С. 116–122.

134

Бердяев Н. А. И мир объектов. Опыт философии одиночества и общения // Мир философии. М., 1991. Ч. 1. С. 111.

135

Гегель. Энциклопедия философских наук. М., 1974. Т. 1. С. 85.

136

Гегель. Энциклопедия философских наук. М. 1974. Т. I. С. 91.

137

Там же. С. 96.

138

Цит. по: Общественное сознание и его формы. М., 1986. С. 329.

139

Герцен А. И. Дилетантизм в науке // Герцен А. И. Собр. соч.: В 30 т. М., 1954. Т. 3. С. 13.

140

Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956. С. 17.

141

См. Степин B. C. Философская антропология и философия науки. М., 1992. С. 63–64.

142

Цит. по: Социология науки. Ростов-на-Дону, 1968. С. 21–22.

143

Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980. С. 12–13.

144

См.: Карпович В. Н. Проблема, гипотеза, закон. Новосибирск, 1980. С. 36.

145

Эйнштейн А. Физика и реальность. М.: Наука, 1965. С. 299.

146

Там же. С. 317.

147

См. Вопросы философии. 1989. № 10. С. 9.

148

Башляр Г. Новый рационализм. М., 1987. С. 328–329.

149

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 26. Ч. 2. С. 125

150

Подробно об этом см. в книге: И. Т. Фролов, Б. Г. Юдин. Этика науки. М., 1986. С. 80–106.

151

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986. С. 450.

152

См.: Степин B. C. Философская антропология и философия науки. М., 1992 С. 177–189.

153

Степин B. C. Указ соч. С. 55.

154

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 2.

155

Там же.

156

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46. Ч. I. С. 100–101.

157

См., например, Введение в философию: Учебник для высших учебных заведений. М., 1989. Ч. 2. С. 567.

158

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 48.

159

См. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 96.

160

В этом параграфе использованы материалы М. Г. Хамдамова.

161

Sorokin П. Society, Culture and Personality. - N.-J.-L.: 1947. P. 367.

162

См., например: Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 175.

163

См. Цикличность в социальных системах («Круглый стоп») // Социологические исследования. 1992. № 6.

164

От старого порядка к революции. К 200-летию Великой французской революции. Л., 1988. С. 13.

165

Там же. С. 23.

166

См.: Волобуев В. П. Выбор путей общественного развития: теория, история, современность. М., 1987. С. 21.

167

Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 574.

168

Churchill W. A. History of English-speaking peoples, Vol. 3. The Age of Revolution. London, 1957. P. 233.

169

См.: Утченко С. Л. Кризис и падение Римской республики. М., 1965. С. 17, 29, 31; Ом же. Цицерон и его время. М., 1973. С. 5–9.

170

См.: Крапивенский С. Э. К анализу категории «социальная революция». Волгоград, 1971. С. 93–97; Он же. К анализу экономической основы социальной революции // Проблемы теории революции и истории революционной мысли: Тарту, 1986. С. 24–28.

171

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 7.

172

Toynbee A. I. A Study of History. Oxford. 1957. Vol. 4. P. 135.

173

Ibid. P. 146.

174

О «цене революции» см.: Крапивенский С. Э. Парадоксы социальных революций. Воронеж, 1992. С. 117–126.

175

Ленин В. И. Попн. собр. соч. Т. 16. С. 266.

176

Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 23. С. 57.

177

См. Вопросы истории. 1968. № 2. С. 54.

178

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 771, 772.

179

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 374.

180

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. С. 405.

181

См. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985. С. 149.

182

Там же. С. 150.

183

См. Барг М. А. Предисловие //Рюде Дж. Народные низы в истории. 17301848. М., 1984. С. 6.

184

См.: Мишле Ж. Народ. М., 1965. С. 21–82.

185

См.: Русская идея. М., 1992.

186

Рюде Дж. Народные низы в истории. С. 20.

187

Ницше Ф. Esse Homo. M., 1911. С. 108.

188

Толстой Л. Н. Поли. собр. соч. М., 1952. Т. 48. С. 124.

189

См. Рюде Дж. Народные низы в истории. С. 7.

190

Горький М. О литературе. М., 1961. С. 20.

191

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 6. С. 178, 184.

192

См. Плеханов Г. В. Избр. философ, произв.: в. 5 т. М., 1956. Т. 2. С. 311.

193

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 39. С. 175–176.

194

Плеханов Г. В. Избр. философ, произв. Т. 2. С. 333.

195

Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М. 1979. Т. 2. С. 217.

196

Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977. С. 111.

197

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19. С. 19.

198

См.: Культура, человек и картина мира. М., 1987. С. 76.

199

См. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV–XVIII вв. М., 1986–1992. Т. 1–3.

200

Вышедшие за последнее десятилетие такие замечательные труды, как История византийской культуры: в 2 ч./Под ред. 3. В. Удальцовой М., 1984–1985; А. Я. Гуревич. Категории средневековой культуры. М., 1984; А. Е. Кертман. История культуры стран Европы и Америки. М., 1987..

201

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 12. С. 736.

202

Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. АЛ., 1945. С. 206.

203

Ветхозаветные сюжеты и мотивы мы встречаем в творчестве Микеланджело и Гоббса, Шекспира и Рембрандта, Гюго и Манна, Пушкина и Куприна, Гумилева и Ахматовой, многих других выдающихся писателей, художников, композиторов.

204

См.: Фрейд 3. Человек по имени Моисей и монотеистическая религия. М., 1993.

205

См. Евразийский искус.// Философские науки. 1991. № 12. С. 105.

206

См.: Волков Г. Н. Три лика культуры. М., 1986.

207

См.: Сноу Чарльз П. Две культуры. М., 1973. С. 17–39.

208

Для сравнения см.: Основы марксистской философии. М., 1958. С. 352; 2-е изд. М., 1962. С. 301; Основы марксистско-ленинской философии: учебник. М., 1971. С. 273; Введение в философию: Учебник для высших учебных заведений. М., 1989. Ч. 2. С. 459; Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 475.

209

Цит. по: Русская идея. М., 1992. С. 48.

210

См.: Пронштейн А. П., Данилевский И. Н. Вопросы теории и методика исторического исследования. М., 1986.

211

Штофф В. А. Проблемы методологии научного познания. М., 1978. С. 84–85.

212

Виппер Р. Ю. Несколько замечаний о теории исторического познания// Вопросы философии и психологии. СПб., 1900. № 53. С. 470.

213

Подробно об этой проблеме см.: Пронштейн А. П., Данилевский И. Н. Вопросы теории и методики исторического исследования.

214

Ключевский В. О. Сочинения: В 9 т. М., 1990. Т. 9. С. 375.

215

См. об этом подробно: Добриянов В. С. Методологические проблемы теоретического и исторического познания. М., 1968. С. 148–159.

216

См.: Каракозова Э. В. Моделирование в общественных науках. М., 1986. С. 8.

217

О применении математического моделирования в исторической науке см.: Математические методы в историко-экономических и историко-культурных исследованиях/ Под ред. И. Д. Ковальченко. М., 1977; Математические методы и ЭВМ в исторических исследованиях. М., 1985.

218

Гегепь. Философия истории. Т. 8. М., 1935. С. 7–8.

219

О проблеме типизации общественных явлений см.: Крапивенский С. Э. К анализу категории «социальная революция». Волгоград, 1971. С. 7–17.

220

См. например, Кууси П. Этот человеческий мир. М., 1988.

221

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. С. 204.

222

См.: Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986; Князева Е. Н… Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировидение// Вопросы философии. 1992, № 12. С. 4–5.

223

Шопенгауэр А. Мир как воля и представление// Антология мировой философии: В. 4 т. М., 1971. Т. 3. С. 694.

224

Монтень М. Опыты. Кн. 1. М.-Л., 1954. С. 208.