Общественная психология

В составе обыденного сознания выделяют общественную психологию.

Это – совокупность чувств, настроений, привычек, склонностей, направлений воли, переживаний, мыслей, возникающих на основе социальной группы, в которую входит индивид. В общественную психологию включаются также мотивы поведения, привязанность людей к определенному образу жизни. В общественную психологию входят те мысли и идеи, которые еще не нашли себе вполне четкого и точного оформления и систематизации. В составе общественной психологии формируются:

• разнообразные интересы (осознанное желание, стремление удовлетворить потребности);

• ценностные ориентации (понимание ценности явлений, понимание того, где и как можно удовлетворить потребности);

• представления о будущем, образ желаемого, того, что нужно достигнуть (например, чувство возможности достижения благосостояния, справедливости, свободы и т. п.);

• представления о смысле жизни, о том, к каким целям нужно стремиться. Хотя смысл жизни связан с определенной личностью, но в вопросе о смысле жизни есть нечто надындивидуальное, связывающее индивида с целями, интересами определенной группы. К тому же смысл жизни осознается на определенной мировоззренческой (религиозной или философской) основе;

• состояние счастья или несчастья (от осознания осуществимости или неосуществимости цели и смысла жизни);

• воля (состояние уверенности в способности достижения цели, решительность, смелость и т. д.) или безволие (нерешительность, трусость);

• убеждения и социальная установка (готовность к практическим действиям по осуществлению цели).

Отмеченные черты общественной психологии находятся в сложной взаимосвязи. Люди, находящиеся в социальной группе, постоянно воспринимают, переживают, понимают, оценивают разнообразные социальные явления, деятельность своей и других социальных групп. История свидетельствует, что каждая социальная группа имеет свои социальные чувства, взгляды, складывающиеся на основании специфических потребностей этой группы.

Общественная психология формируется двумя путями:

• стихийно, как переживание условий бытия людей. На их сознание накладывает отпечаток принадлежность к той или иной социальной группе, условия жизни в городе и деревне, особенности истории страны, традиции и т. п.;

• целенаправленно, через механизмы «заражения» (внушение и подражание).

Господствующие слои стараются привить угнетенным массам свою психологию, свои социальные чувства, чтобы массы оценивали события не с позиций своих интересов, а с позиций интересов господствующих слоев. При целенаправленном формировании общественного сознания используются разнообразные приемы, в том числе заслуживающие порицания с нравственной точки зрения. Отметим некоторые.

• Подлоги – полностью сфабрикованные или частично подделанные варианты существующих документов, материалов, литературы.

• Дискредитация отдельных лиц, общественных организаций, политических мероприятий и т. д. (выискиваются теневые стороны, они гипертрофируются, выдаются за сущность).

• Барраж – отвлечение внимания от каких-то явлений путем шумной кампании вокруг другого явления.

• Слухи – искаженная информация, не имеющая реального основания.

• Кража лозунгов – в сложившиеся понятия, призывы и т. п. пытаются вложить иное, чуждое им содержание.

• Наклеивание ярлыков (без всяких доказательств).

Несмотря на все приемы, народные массы в общем понимают, кто их враг. Объективный ход событий, особенно в периоды бедствий и лишений народных масс, не укладывается в рамки навязываемой психологии, требует иного объяснения. Возникает сомнение в правильности проводимой политики, падает авторитет существующей власти, появляется стремление самим разобраться в происходящем, пробуждается активность сознания. Создаются, таким образом, предпосылки для создания и восприятия массами новой идеологии.