Государство

Любое общественное явление можно глубоко понять тогда, когда оно рассматривается в процессе возникновения, изменения и развития, когда выясняются причины этого явления. Соответственно этой предпосылке обратимся к характеристике государства.

Существуют различные концепции происхождения и сущности государства. Одной из самых древних является теократическая концепция, утверждавшая, что государство возникло в силу божественного установления. Так, еще в Древнем Египте жрецы учили, что первым фараоном был бог Осирис, который научил людей всем ремеслам, учредил государство, дал людям законы. Теократическая концепция была одним из основных звеньев христианской идеологии.

В античной философии привлекают внимание концепции государства Платона и Аристотеля. Платон проводил аналогию между тремя аспектами души (разумная, страстная и вожделеющая) и тремя необходимыми классами в обществе (правители, воины-стражи, работники). Исходя из этой аналогии утверждалась необходимость управления обществом определенной группой лиц. Аристотель выстраивал историческую последовательность: семья – селение – государство. Первый вид власти в государстве – монархическая власть – продолжение власти главы, патриарха в семье.

В философии Нового времени была широко распространена концепция общественного договора. Согласно этой концепции, у человечества первоначально было некое «естественное состояние», когда не было государства. При этом жизнь людей подвергалась опасности («война всех против всех», по Гоббсу). Чтобы избежать неурядиц, люди решили создать государство, заключили общественный договор. Согласно этому договору, для ограничений негативных проявлений человеческой природе создана государственная власть, которая, по Локку, состоит из трех частей: законодательной, исполнительной и судебной власти. В основе правления – законы. Демократия – это правление по законам. Государство должно служить народу, а если оно этого не делает, то, говорил Руссо, его нужно заменить другим. Локк пропагандировал идею правления большинства; Дж. С. Милль добавлял к этому условие зашиты меньшинства от возможной тирании большинства.

Марксистская концепция государства исходит из того, что в первобытном обществе не было государства. Но это вовсе не означает, что там была какая-то хаотичная, неорганизованная жизнь людей. Род, племя, союз племен возглавляли люди, выполняющие определенные общественные функции – организацию совместных работ, защиту, наблюдение за поддержанием обычаев. Государство появилось вместе с расслоением общества на классы, с возникновением частной собственности, разделением труда. По мере разделения труда (умственного и физического) формируется особая социальная группа, претендующая на руководство обществом, требующая в получающая за это соответствующее вознаграждение. Возникла необходимость в учреждении, которое охраняло бы частную собственность. Таким учреждением стало государство. Оно призвано было защитить имущих от неимущих, прежде всего интересы рабовладельцев против рабов.

Государство представляет собой исторически такую форму организации общества, при помощи которой господствующий класс реализует свои интересы, в первую очередь – экономические интересы (охрана и закрепление определенного экономического строя классового общества, определенной системы производственных отношений). Кроме того, государство регулирует отношения между классами, членами классов, регулирует семейные, этнические, национальные отношения, устанавливает определенный порядок и следит за его соблюдением, решает ряд культурных задач.

В государстве устанавливается право. Право – система общеобязательных норм, в которых выражена воля государства и выполнение которых гарантируется государством.

Государственная организация общества характеризуется следующими основными признаками.

• Учреждение публичной власти, отделенной от народа. Эта власть осуществляется особой частью общества – в нее входит бюрократический аппарат, вооруженные силы, суды и т. д.

• Разделение людей по территориальному признаку. Государственная власть распространяется на определенную территорию, с определенным населением.

• Для содержания аппарата с населения взимаются налоги.

• Государство устанавливает правовые нормы.

• Устанавливается государственный суверенитет (независимость от других государств).

Не следует смешивать государство и страну. Под страной естественно понимать некоторую территорию, населенную людьми, каким-то народом. А государство – это политическая организация общества, система учреждений, институтов, организаций, выполняющих властные функции на территории определенной страны с ее населением.

Основные направления деятельности государства называются его функциями. Выделяют две функции: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя функция государства прежде всего – поддержание нормальных условий для хозяйственной жизни. Поскольку экономическое неравенство инициирует борьбу классов, социальных групп, государство должно определенным образом осуществить баланс противоположных сил, иногда для этого применяется принуждение, насилие (например, запрет забастовок). Но одного экономического и политического принуждения недостаточно. Государство духовно, идеологически воздействует на население. Для этого используется система образования, гигантская пропагандистская машина, искусство, церковь и т. д. Общественное мнение обрабатывается в нужном властям направлении. Здесь нужно отметить, что пропаганда влияет на людей, если она не находится в полном противоречии с жизнью. Пропаганда покажет то, что есть, но только то, что полезно государству, а не всю панораму действительности.

Не следует думать, что внутренняя функция государства сводится только к принуждению, подавлению. Любое государство выполняет ряд экономических, социальных задач, осуществляет регуляцию поведения людей, охрану общественного порядка и т. д.

Внешняя функция государства прежде всего – защита суверенитета. Но не только. Внешняя политика государства обусловливается экономическим строем данного общества и является продолжением внутренней политики государства. Внутренняя политика, в которой на первом плане подавление угнетенных классов, дополняется агрессивной внешней политикой; усиление эксплуатации сопровождается внешней политикой, направленной на агрессию против других государств. Война и угроза войны – традиционно методы внешней политики эксплуататорских государств. Но кроме того, государство осуществляет внешнеэкономические, политические, культурные связи с другими государствами, регламентирует перемещения граждан в другие государства и т. п. Важное место при выполнении государством его внешней функции занимают дипломатия, разведка и контрразведка.

Различают формы государства. Под формами государства понимаются:

формы правления, т. е. организация государственной власти, структура и порядок образования органов власти, распределения между ними компетенции. Наиболее характерны две формы правления – монархия и республика. Монархия – форма правления, при которой высшая государственная власть представлена лицом, занимающим престол по наследству (иногда избираемым). Монархия бывает абсолютная (неограниченная) и ограниченная (ограниченная законами – конституционная монархия). Республика – форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выборному органу, избираемому на определенный срок. Республики были аристократические и демократические;

формы политического режима, т. е. применение определенных методов государственного руководства обществом. Это могут быть методы насилия и обмана, более мягкие формы («политика кнута и пряника»). Различают следующие формы политического режима: тоталитарный, авторитарный, либеральный, демократический, анархический;

формы государственного устройства. Здесь имеются: а) унитарные (единые) государства, в которых существуют единые для всей страны высшие органы государственной власти, и б) федеративные (союзные) государства, в которых осуществление государственных функций распределено между высшими органами всей страны и высшими органами входящих в состав федерации государственных единиц.

Существуют также конфедерации, когда между государствами осуществляется соглашение о совместной деятельности в ряде направлений, но при этом сохраняется суверенитет этих государств.

Сегодня много говорится о необходимости развития демократии, создания гарантий против узурпации власти, включения трудящихся в управление страной, учета интересов всех социальных групп, классов, наций, развития общественного самоуправления. Призывы хорошие. Но остается актуальной задача ликвидации разрыва между словом и делом. Похоже, никто не выступает против создания у нас настоящего правового государства (по крайней мере, публично). Но становление правового государства неосуществимо без развития общественного самоуправления, а самоуправление несовместимо с бюрократическим аппаратом в той форме и в том объеме, как это существует сейчас. Необходима реформа государства.