Политическое сознание

Политическое сознание – сознание историческое, т.е. появившееся. Оно стало зарождаться после того, когда началось расслоение первобытнообщинного уклада общественной жизни на слои с различным имущественным положением, а следовательно, с различной ролью в общем укладе общественной жизни. Появляются классы со своими классовыми интересами. Меняется линия взаимного поведения людей в зависимости от социального положения в обществе. Вспомним «Смерть чиновника» А. Чехова. Сюжет незамысловат, но впечатление остается грустным: бедный чиновник даже умер от горестного сознания того, что он своим чиханьем в театре мог обрызгать лысину впереди сидящего «Его превосходительства». Еще раньше Чехова Беранже писал в сатирическом «Новом фраке»: «Во фраке с талией высокой низенько кланяться учусь...», потому что он был зван в «дом к вельможе».

Всем молодым людям знакомо желание понравиться или, наоборот, обострить отношения с объектом своего обожания; внутрисемейные отношения по линии «теща – зять» превратились в застарелую шутку. Но корень литературных и житейских примеров объясняется одним словом: «интересы». Политика как форма взаимного поведения появляется тогда, когда сталкиваются взаимные интересы: чеховский чиновник угодничает перед «превосходительством» потому, что опасается за свое чиновничье благополучие и чиновничье общественное положение; герой Беранже обрадован и счастлив от внимания к нему вельможи.

В жизни каждый человек – политик, вне зависимости от того, осознается это или нет. «С сильным – не борись, с богатым – не судись» – эта вековая народная мудрость есть лучшее выражение сущности политики. Бытующее в учебной литературе определение политики «как искусства управления» мы считаем ошибочным. Ее, скорее, следует определить как искусство поведения в обществе, расколотом на слои и классы, когда класс имущий, правящий делает все для того, чтобы и впредь оставаться имущим и правящим, проводя для этого соответствующую политику через органы власти, подчиненные средства массовой информации, осуществляя контроль за состоянием образования и его направленностью (особенно за программами социально-гуманитарных дисциплин). Этот политический пресс особенно ощущался в годы«строительства»социализма, а еще крепче – в условиях«зрелого социализма».

Политическое сознание индивида – это его оценка и отношение к существующему укладу общественной жизни, к государству, к проводимой им политике внутри государства и на международной арене, к многочисленным политическим акциям.

Конкретным видом участия граждан в формировании будущей общественной политики и политической жизни общества являются всенародные выборы (будь они региональными или всероссийскими). Старшее поколение хорошо помнит эпоху «выборов без выбора», когда заранее партийными органами всех уровней список депутатов был уже «согласован» и «проштампован», оставалось только получить «99,98%» явки избирателей на участки и голосов «за». И получали, поскольку случаи неявки рассматривались в партийных и административных органах чуть ли не государственным преступлением.

Сегодня ситуация резко изменилась: выборы стали «выбором», голос даже одного избирателя может оказаться решающим для судьбы претендента на депутатское звание, на представительство и состав будущего избранного законодательного органа, представляющего интересы разных слоев и групп населения. Поэтому кто заседает, кого избрали – сегодня это касается каждого и будет влиять на судьбу каждого гражданина. И если «при социализме» (которого в действительности не было) нас заставляли идти отдать свой уже никому не нужный голос, то сегодня пришла пора заставить самого себя идти к избирательной урне, чтобы сказать свое категорическое «за» или «против». Сегодня ни у кого нет права оставаться равнодушным к состоянию политической жизни в России, поскольку «голосование ногами» – сознательное неучастие – завтра обернется трагедией для тебя лично. Автор – не сторонник громких слов, но здесь он вынужден сказать: сегодня судьба России в руках каждого. Слова погибшего в сталинских лагерях писателя Бруно Ясинского «Бойся равнодушных!» мы забыть не имеем права.