Человек – единство биофизиологического и социального

Настоящая тема – это углубление положений предыдущей темы, но обращенных исключительно к человеку. Как будет показано в ходе дальнейшего изложения, человек – это не просто новая форма живого, но это принципиально новая форма, оказавшаяся, в силу определенных объективных условий, существующей одновременно в двух мирах. Как представитель живой материи, человек пребывает в природно-естественном мире, несет его признаки и подчинен общим законам материального бытия. Но его бытие – это бытие социализированное, а сам многовековой период в сотни тысячелетий его пребывания на Земле является процессом непрерывного становления и усложнения его новых, социальных, признаков, которые начали развиваться с момента отделения человека от своих предков. Социальные признаки – это все то, что появилось и продолжало наращиваться по мере становления человеческого общежития. Социальная сторона человеческого естества постоянно возрождается по мере смены поколений, а человек-младенец родится с набором лишь биофизиологических и анатомических признаков, позволяющих новому жителю планеты обеспечить лишь его биологическое существование. Социализация нового жителя начинается чуть ли не с момента рождения: ребенок слышит слова, речь. Воспринимает связь слова и действия, реагирует на эмоциональное поведение окружающих и многое другое.

Подлинная социализация начинается тогда, когда в сознании ребенка начинает развиваться понимание увиденного, услышанного, сказанного, а образное мышление сменяться мышлением понятийным. Осваивая речь, опыт, знания, нормы общежития, правила поведения и содержание межчеловеческих отношений, в сознании юноши формируется понимание специфики того общества, в котором он живет. Становясь взрослым, человек одновременно становится и гражданином общества со всеми правами и гражданскими обязанностями. Из существа биофизиологического он превратился в «человека разумного», а его потомству вновь придется повторить тот же путь. Но умирает человек как вершина цивилизации, как носитель её материальных, научных и культурных достижений, как «зеркало и эхо всей Вселенной» (С. Л. Рубинштейн).